icon_gotop
18+
autorisation
Войти | Регистрация
Балахнинское время
19:27
Четверг, 6 Ноября
Рекламный баннер 990x90px top

В 1912 году, поддерживаемая местными властями, в городе Балахна открылась уникальная школа кружевниц, руководителем и преподавателем которой стала талантливая выпускница

12:42 12.10.2025 16+
В 1912 году, поддерживаемая местными властями, в городе Балахна открылась уникальная школа кружевниц, руководителем и преподавателем которой стала талантливая выпускница петербургской Мариинской школы кружевниц Дарья Ивановна Сергеева. Учебное заведение разместилось в просторном помещении бывшей женской гимназии имени П.А. Столыпина, в здании сохранившимся и ныне известном по адресу пл. Советская, дом №28.



Согласно архивному документу «Сборник постановлений Балахнинского уездного земского собрания Нижегородской губернии за пятьдесят лет. 1865–1914 гг.», изначально школа приняла 12 воспитанниц возрастом от 12 до 16 лет: большую часть составляли жительницы самой Балахны, две ученицы прибыли из соседнего с.Николо-Погост.



‍Именно в стенах этой мастерской начала свое профессиональное становление будущая наставница Варвара Ивановна Быкова, потомственная кружевница. Ее творчество стало визитной карточкой русского народного искусства. Позже, в 1968 году, именно ее знания легли в основу возрожденного цеха кружевоплетения, организованного в Балахне. Работы В.И. Быковой регулярно демонстрировались на всероссийских и региональных выставках, восхищая зрителей изящностью и тонкостью исполнения. Особенным вниманием пользовались изделия мастерицы - «виноградные косынки», центром композиции которой служило роскошное плетение розы, окруженное декоративными виноградными лозами и гроздьями ягод.



Любовь к образу винограда нашла отражение и в других традиционных промыслах Нижегородчины: он красовался на вышитых полотенцах, покрывалах, кокошниках, свадебных рушниках, а также на украшенных резьбой фасадах изб и расписанных бортах судов, бороздивших просторы великой русской реки Волги.



Настоящим украшением Балахнинского кружева была особая «балахнинская роза». Плотные лепестки пышно распускались вокруг нежной серединки, окруженные листьями с замысловатыми узорами и словно покрытые капельками росы. Эта традиционная техника передавалась мастерами из поколения в поколение.



Память благодарных земляков бережно хранит имена известных кружевниц прошлого века: Анны Павловны Фуриной, Александры Ивановны Клиновой, Ольги Александровны Сусловой, Марии Ивановны Мухиной, Екатерины Константиновны Соколовой, Ефании Алексеевны Анохиной и мн.др. Их творческое наследие остается эталонным примером мастерства и вдохновения, гордостью всей Нижегородской земли.



О.А. Суслова славилась созданием уникальных образцов тончайшего кружева, поражающих своим исполнением и изяществом деталей.



Изделия М.И. Мухиной, перенявшей мастерство от собственной матери, отличались особой стилизованной красотой орнамента, сохраняющего черты народной традиции. Мария Ивановна вспоминала, что раньше молодые девушки могли плести кружево всю ночь напролет, вдохновляясь работой и напевая народные песни до рассвета. Военные годы принесли тяжелые испытания, однако и в это непростое время искусство кружевоплетения оставалось источником радости и утешения. Мария Ивановна отдавала предпочтение созданию красивых шарфов, нарядных косынок и элегантных фишовок.



Екатерина Константиновна Соколова появилась на свет в Нижнем Новгороде обеспеченной семье. Хотя точное время, когда она впервые взяла в руки коклюшки, остается неизвестным, вероятнее всего, первые уроки кружевоплетения она освоила в юном возрасте, воспитываясь в стенах монастыря, а затем в гимназии для девочек. Позднее Екатерина Константиновна стала супругой священника Владимира Павловича Соколова родом из с. Урень. Молодожены сначала жили в доме на Грузинской улице в Нижнем Новгороде, а позже перебрались в деревню Кубенцево.

В 1898 году городская газета «Волгарь» сообщила о приглашении кружевниц принять участие в международной выставке в Париже в 1900 году. Одной из немногих откликнувшихся стала именно Екатерина Константиновна. Несмотря на огромный спрос на продукцию местных мастеров, обусловленный заказами скупщиц, Соколова сумела представить свои изделия на столь значимом мероприятии. Была в ее жизни и еще одна международная выставка – на этот раз в Глазго в 1901 году. Сама Е.К. Соколова не присутствовала ни в Париже 1900 г., ни в Глазго, отдавая свои изделия представителю.



Возрождение традиций балахнинского кружева началось в конце 1960-х годов. В 1968 году в Балахну прибыли мастерицы из г. Советска Кировской области — Лидия Федоровна Васильева и Галина Васильевна Антипова. Обе женщины обладали выдающимся художественным даром: под руководством Лидии Федоровны группа учащихся местного профессионального училища выполнила сложную дипломную работу — трехметровый кружевной занавес. На первоначальном этапе девушек «опекала» известная балахнинская мастерица Варвара Ивановна Быкова.

Лидия Федоровна вскоре заняла должность художественного руководителя и технолога по кружевоплетению. Благодаря своему энтузиазму и настойчивости, она занималась научно-исследовательскими работами, воссоздавая утраченные техники плетения традиционного балахнинского кружева. Ей принадлежат многочисленные разработки рисунков и моделей кружевных изделий, получивших признание на всесоюзных и республиканских выставках.

В 1970 году цех переехал в крупное помещение на улице Чапаева в поселке Правдинск. Именно здесь состоялся творческий расцвет Лидии Федоровны. В 1985 году на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВДНХ) за изделие льняной кружевной жилет «Сказка» на балахонский манер она была награждена бронзовой медалью. Другие ее работы неоднократно удостаивались государственных наград и дипломов.



В 1994 году Лидия Федоровна приняла важное решение передать накопленные знания новому поколению кружевниц. Она устроилась педагогом в специальную коррекционную школу VIII вида, разработав собственную уникальную методику обучения. Программа Л.Ф. Васильевой была одобрена специалистами Нижегородского института развития образования, и ее ученики многократно становились победителями конкурсов и выставок разного уровня.



Мы искренне надеемся, что участницы музейного проекта «Нить Акулины», поддержанного Президентским фондом культурных инициатив, осваивающие искусство кружевоплетения, продолжат достойную преемственность традиций и сумеют вписать свои имена на страницы исторической летописи народных промыслов. Вполне вероятно, что именно они станут теми мастерицами, которые откроют новые грани творчества, разработают уникальные образцы и также поделятся секретами мастерства с будущим поколением кружевниц. Ведь сохранение вековых традиций и передача их следующим поколениям — важнейшая миссия каждого настоящего мастера.

Источник: @В 1912 году, поддерживаемая местными властями, в городе Балахна открылась уникальная школа кружевниц, руководителем и преподавателем которой стала талантливая выпускница петербургской Мариинской школы кружевниц Дарья Ивановна Сергеева. Учебное заведение разместилось в просторном помещении бывшей женской гимназии имени П.А. Столыпина, в здании сохранившимся и ныне известном по адресу пл. Советская, дом №28.



Согласно архивному документу «Сборник постановлений Балахнинского уездного земского собрания Нижегородской губернии за пятьдесят лет. 1865–1914 гг.», изначально школа приняла 12 воспитанниц возрастом от 12 до 16 лет: большую часть составляли жительницы самой Балахны, две ученицы прибыли из соседнего с.Николо-Погост.



‍Именно в стенах этой мастерской начала свое профессиональное становление будущая наставница Варвара Ивановна Быкова, потомственная кружевница. Ее творчество стало визитной карточкой русского народного искусства. Позже, в 1968 году, именно ее знания легли в основу возрожденного цеха кружевоплетения, организованного в Балахне. Работы В.И. Быковой регулярно демонстрировались на всероссийских и региональных выставках, восхищая зрителей изящностью и тонкостью исполнения. Особенным вниманием пользовались изделия мастерицы - «виноградные косынки», центром композиции которой служило роскошное плетение розы, окруженное декоративными виноградными лозами и гроздьями ягод.



Любовь к образу винограда нашла отражение и в других традиционных промыслах Нижегородчины: он красовался на вышитых полотенцах, покрывалах, кокошниках, свадебных рушниках, а также на украшенных резьбой фасадах изб и расписанных бортах судов, бороздивших просторы великой русской реки Волги.



Настоящим украшением Балахнинского кружева была особая «балахнинская роза». Плотные лепестки пышно распускались вокруг нежной серединки, окруженные листьями с замысловатыми узорами и словно покрытые капельками росы. Эта традиционная техника передавалась мастерами из поколения в поколение.



Память благодарных земляков бережно хранит имена известных кружевниц прошлого века: Анны Павловны Фуриной, Александры Ивановны Клиновой, Ольги Александровны Сусловой, Марии Ивановны Мухиной, Екатерины Константиновны Соколовой, Ефании Алексеевны Анохиной и мн.др. Их творческое наследие остается эталонным примером мастерства и вдохновения, гордостью всей Нижегородской земли.



О.А. Суслова славилась созданием уникальных образцов тончайшего кружева, поражающих своим исполнением и изяществом деталей.



Изделия М.И. Мухиной, перенявшей мастерство от собственной матери, отличались особой стилизованной красотой орнамента, сохраняющего черты народной традиции. Мария Ивановна вспоминала, что раньше молодые девушки могли плести кружево всю ночь напролет, вдохновляясь работой и напевая народные песни до рассвета. Военные годы принесли тяжелые испытания, однако и в это непростое время искусство кружевоплетения оставалось источником радости и утешения. Мария Ивановна отдавала предпочтение созданию красивых шарфов, нарядных косынок и элегантных фишовок.



Екатерина Константиновна Соколова появилась на свет в Нижнем Новгороде обеспеченной семье. Хотя точное время, когда она впервые взяла в руки коклюшки, остается неизвестным, вероятнее всего, первые уроки кружевоплетения она освоила в юном возрасте, воспитываясь в стенах монастыря, а затем в гимназии для девочек. Позднее Екатерина Константиновна стала супругой священника Владимира Павловича Соколова родом из с. Урень. Молодожены сначала жили в доме на Грузинской улице в Нижнем Новгороде, а позже перебрались в деревню Кубенцево.

В 1898 году городская газета «Волгарь» сообщила о приглашении кружевниц принять участие в международной выставке в Париже в 1900 году. Одной из немногих откликнувшихся стала именно Екатерина Константиновна. Несмотря на огромный спрос на продукцию местных мастеров, обусловленный заказами скупщиц, Соколова сумела представить свои изделия на столь значимом мероприятии. Была в ее жизни и еще одна международная выставка – на этот раз в Глазго в 1901 году. Сама Е.К. Соколова не присутствовала ни в Париже 1900 г., ни в Глазго, отдавая свои изделия представителю.



Возрождение традиций балахнинского кружева началось в конце 1960-х годов. В 1968 году в Балахну прибыли мастерицы из г. Советска Кировской области — Лидия Федоровна Васильева и Галина Васильевна Антипова. Обе женщины обладали выдающимся художественным даром: под руководством Лидии Федоровны группа учащихся местного профессионального училища выполнила сложную дипломную работу — трехметровый кружевной занавес. На первоначальном этапе девушек «опекала» известная балахнинская мастерица Варвара Ивановна Быкова.

Лидия Федоровна вскоре заняла должность художественного руководителя и технолога по кружевоплетению. Благодаря своему энтузиазму и настойчивости, она занималась научно-исследовательскими работами, воссоздавая утраченные техники плетения традиционного балахнинского кружева. Ей принадлежат многочисленные разработки рисунков и моделей кружевных изделий, получивших признание на всесоюзных и республиканских выставках.

В 1970 году цех переехал в крупное помещение на улице Чапаева в поселке Правдинск. Именно здесь состоялся творческий расцвет Лидии Федоровны. В 1985 году на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (ВДНХ) за изделие льняной кружевной жилет «Сказка» на балахонский манер она была награждена бронзовой медалью. Другие ее работы неоднократно удостаивались государственных наград и дипломов.



В 1994 году Лидия Федоровна приняла важное решение передать накопленные знания новому поколению кружевниц. Она устроилась педагогом в специальную коррекционную школу VIII вида, разработав собственную уникальную методику обучения. Программа Л.Ф. Васильевой была одобрена специалистами Нижегородского института развития образования, и ее ученики многократно становились победителями конкурсов и выставок разного уровня.



Мы искренне надеемся, что участницы музейного проекта «Нить Акулины», поддержанного Президентским фондом культурных инициатив, осваивающие искусство кружевоплетения, продолжат достойную преемственность традиций и сумеют вписать свои имена на страницы исторической летописи народных промыслов. Вполне вероятно, что именно они станут теми мастерицами, которые откроют новые грани творчества, разработают уникальные образцы и также поделятся секретами мастерства с будущим поколением кружевниц. Ведь сохранение вековых традиций и передача их следующим поколениям — важнейшая миссия каждого настоящего мастера.

Источник: [club229116769|Нить Акулины]
1684

Оставить сообщение: