60е гг.
В 60е гг. в Италии функционировала самая большая коммунистическая партия Западной Европы, а политическое руководство страны стремилось увеличить роль Италии в Европе в том числе благодаря диалогу с социалистическими странами.
Показать полностью... Советские руководители в свою очередь тоже внимательно следили за развитием итальянской политики и считали, что посредством сотрудничества с некоторыми странами Запада возможен еще больший экономический и социальный подъём страны. Кроме того, отношения с Италией могли быть ценной поддержкой в более широкой внешнеполитической деятельности СССР. Учитывая все это, советское руководство посчитало возможным завязать широкие политические отношения с Италией, пользуясь в том числе традиционными каналами коммунистической партии.
В то же время некоторые итальянские компании (ENI, FIAT, Montecatini, Olivetti, Pirelli, и т.д.) увидели возможное широкое поле деятельности для своей торговли. Рост торговли с СССР представлялся логичным для итальянской экономики, нуждавшейся в рынках для размещения своей продукции и в источниках сырья. Особую роль в развитии двусторонних связей сыграли в этот период отношения между СССР и "ENI". Последняя под руководством Энрико Маттеи с конца 1950-х гг. создала интегральную систему по переработке нефтепродуктов, самую передовую в мире на тот момент с технологической точки зрения. Президент ENI в декабре 1958 г. писал: "Европейский запад отличается от США. Такая западная густонаселенная и с высококачественной промышленностью страна как Италия нуждается в импорте сырьевых ресурсов для своих заводов, имеет определенную позицию и может найти экономические пункты соприкосновения с СССР".
В декабре 1957 г. было подписано несколько важных долгосрочных торговых протоколов между правительствами двух стран, за которым последовал в 1959 г. визит в СССР министра внешней торговли Италии, который стал первым членом итальянского правительства, посетившим Москву после Второй мировой войны. Во время встречи стороны отмечали важность экономических отношений между двумя странами и то, что выражением этого стал рост двустороннего торгового оборота на 80% по сравнению с предыдущим годом. Руководство СССР предоставило итальянским компаниям возможности для торговли, обусловленные обширной территорией и спросом населения на некоторые итальянские товары. Сотрудничество с "ENI" привело к подписанию 12 октября 1960 года контракта на поставку сырой нефти из СССР. Контракт стал ошеломляющей новостью в Европе и открыл двери Италии для советской нефти. Советская пресса уделила большое внимание сделке в те годы. В газете "Правда" цитировалась часть текста соглашения и были размещены комментарии Энрико Маттеи. 27 октября 1962 г. Энрико Маттеи погиб в авиакатастрофе. Согласно мнению некоторых исследователей, он был убит.
FIAT и СССР.
После войны в 1965 году на всех автозаводах СССР было выпущено всего 200 тысяч легковых автомобилей, тогда как на Западе выпускали миллионы машин. Так отдельное предприятие, вроде завода фирмы «Фиат» в Турине могло производить до 1,2 миллионов автомобилей. В СССР предпринимались шаги в этом направлении, но создание специальных предприятий для обеспечения, сборки автомобилей необходимыми агрегатами и деталями шло недостаточными темпами. Стало очевидно, что накопившиеся проблемы нужно решать и основная нагрузка должна была выпасть на строительство и реконструкцию автозаводов. Целый ряд объективных причин сказался на предпочтении сотрудничества с фирмой «Фиат» и ее участии в решении автомобильной проблемы. К тому времени экономические отношения СССР и Италии развивались наиболее благоприятно в сравнении с другими европейскими странами. Итальянцы конечно больше руководствовались экономическими выгодами и соображениями, но одновременно советское руководство связывало определенные надежды в отношении итальянских социалистов, пользовавшихся влиянием в стране, а некоторые их лидеры были широко известны в СССР. Среди итальянских социалистов и общественных деятелей было немало сторонников сближения с СССР, которые влияли на общественное мнение в Италии. Переговоры шли тяжело, но в итоге был составлен протокол о сотрудничестве и заключено соглашение. Весть о заключении соглашения конечно возбудила мировые автомобильные концерны: «Дженерал Моторз», «Форд», «Рено», «Вольксваген». Все они в ответ стали усердствовать в выпадах против «Фиат»: компания, дескать, продешевила, раздавались политические обвинения. Но в итоге именно итальянская фирма «Фиат» поучаствовала в решении автомобильной проблемы в СССР.
Оставить сообщение: