Град сделать. Указ Елены Глинской
12:09 24.02.2024 16+
Град сделать. Указ Елены Глинской
Этот указ отражен в «Никоновской летописи» лета 7044 от сотворения мира (1536 год). Он гласит: «Того же года месяца июля в 20-й день повелением великого государя Ивана Васильевича всеа Руси и его матери великиа государыни Елены, Божею милостивию царя государя, почать град делати у Соли на Балахне того ради, что посад велик и людей много, и князь великий и его мати берегучи велел град зделати землян; и доделан 45 лета, месяца Октомбриа».
Предшествовали этому событию неоднократные нападения казанских татар на Балахну. Казанцы в те времена очень любили грабить Балахну, так как там была соледобыча, одна из немногих тогда в России. Соледобычей занимался весь город, и на ней богатели все: и купцы, и мещане, и даже простой люд. Соль была в те времена по цене золота. Казанцы при грабеже всегда с драгоценными вещами старались прихватить и добытую к этому времени соль, которую также увозили во вьюках.
Но первое нападение было еще в 1238 году на поселение с неизвестным названием, стоявшее на месте будущей Балахны. Тогда знаменитый хан Золотой Орды Батый после взятия Владимира в январе 1238 года разделил свое войско на три части и направил их в разные места: одну часть на Ярославль, одну - на Кострому и еще одну на Городец под командой Ши-хана. Вот это войско Ши-хана, направляясь на Городец, имело сражение с русскими под будущей Балахной. Уничтожив поселение и жителей, татары ушли на Городец.
После Батыева разорения прошло ровно 170 лет, и на Городец вновь обрушились захватчики. В конце 1408 года войска татарского хана Едигея подошли к Нижегородским пределам «… такоже и Новгород Нижний тяжце пленища и пожгоща весь и Городец и волости многи поимаша». Балахна, имевшая в то время статус волости и название «Соль», была разграблена и сожжена, как и Городец.
В 1429 году татары огнем и мечом прошлись вдоль Волги, не забыв Городец и волость под названием Соль. Что касается волости Соль, то она неоднократно разорялась татарами, но и быстро восстанавливалась благодаря соледобыче.
В 1478-1479 годах в поселение Соль стали прибывать ссыльные горожане из Великого Новгорода. Есть версия, что они повлияли на переименование Соли. Сперва они назвали поселение «Волохной» по имени своей новгородской речки Волхов, а затем после получения спецодежды под названием балохон (балахон) давали названия: Балахонка, Балахонск, а позднее и уезд был назван Балахонским. В XVIII веке существовало название нашей Балахны и как Балахнинск. Но, когда точно наш город получил название Балахна, пока неизвестно. Известно только то, что в начале XIX века все названия нашего города в документах архива, кроме названия Балахна, из обихода пропали. Жителей же тогдашней Балахны очень долго называли балахонцами (балохонцами).
1521 год для Балахны ознаменовался очередным нападением казанских татар. Согласно Никоновской летописи, оно было в августе. Казанский хан Саип-Гирей, возвращаясь в Казань после неудачного похода на Москву, напал на Балахну, принеся огромное разорение населению. Затем он пытался захватить Н. Новгород и разграбить его, но попытки татар были безуспешны, и они возвратились в Казань.
Через пятнадцать лет после этого страшного события татары вновь напали на Балахну, едва успевшую восстановиться. Утром 6 января 1536 года в Крещенье (по старому стилю) колокол соборной церкви призывал балахонцев собраться для отпора татарам. Но было уже поздно, ворог ворвался со стороны Волги по льду, и начал грабеж. Наспех организованный балахонским старостой Михайло Кувшинниковым отряд вышел навстречу врагу, но «не умеючи воинского дела» потерпел поражение. В бою многие балахонцы пали под ударами татарских сабель, но не мало врагов было побито топорами и баграми. Татары грабили и жгли все подряд: дворы, варницы, церкви, имущество и людей. Узнав же о приближении помощи из Н. Новгорода, убежали, бросив пленных и малоценную добычу. Награбленное, особенно ценные вещи и соль, они обычно упаковывали во вьюки и затем с места грабежа быстро уходили. Так случилось и на этот раз. Прибывшие на помощь нижегородцы нашли лишь груды дымящихся развалин и немногих уцелевших жителей.
Вот именно после этого нападения Елена Глинская и издала свой указ. При этом она понимала, что крепость в Балахне нужна не для защиты южных рубежей государства, а для защиты балахонцев и соледобычи от грабежа, так как соль была очень высока в цене. К тому же, соль из Балахны по Волге и Оке шла во многие города Руси, в том числе и в Москву. После грабежей в Балахне эти города страдали от нехватки соли. Защищали же южные рубежи страны в то время такие города, как Н. Новгород и Муром, имеющие мощные крепости и сильные гарнизоны.
Балахнинская крепость была построена, но ее размеры полностью до сих пор неизвестны. Писцовая книга 1674-1676 годов, хорошо описавшая параметры стен и башен деревянной крепости, не обозначила высоту земляного вала, глубину рва и дату постройки. Мне пришлось перечитать более десятка авторов, рассуждавших о строительстве деревоземляной крепости в Балахне. Большинство из них утверждали о ее строительстве за три месяца, да еще с высотой вала и глубиной рва в 7 сажень (1 сажень равна примерно 2,13-2,16 м). Никто из них не подумал, что эта работа трудоемкая, и стройка крепости за три месяца даже в наше время при наличии современной техники невозможна.
Согласно указу, земляная крепость была построена за три месяца с 20 июля по 31 сентября 1536 года и доделана в октябре 1537 года (в те времена новый год начинался с 1 октября).
Вал строили со всех четырех сторон, но землю брали при строительстве рва только с южной и западной сторон. С северной стороны была естественная преграда в виде Петровского озера и его протоки, а с восточной защищала река Нетеча.
Ров получился не более 3,5 сажени, а возможно и меньшей глубины, так как глубже копать было нельзя из-за близкого расположения грунтовых вод. А вот земли на вал из выкопанных рвов было мало, и строителям пришлось брать землю поблизости.
Одно место было около юго-западной угловой башни, где образовался потом пруд, называемый в настоящее время Мининским. Второе место было у Рождественских проезжих ворот и перед детским приютом. Позднее оно тоже превратилось в пруд, который долгое время назывался Осокинским, пока его не засыпали.
Итак, земляной вал с водяным рвом под названием «земляная крепость» был за три месяца сделан, но преградой для татарских разбойников он не стал. В 1537, 1539, 1540 годах татары все равно нападали и грабили Балахну. В это время Балахной правил деятельный чиновник Гавриил Доможиров, по чину волостель.
После нападения татар в эти годы было принято решение (с участием Доможирова) на валу построить деревоземляную крепость из двух стен почти по километру и высотой 3,5 сажени. Земляной вал к этому времени осел, утрамбовался, и строительство было возможно. Для постройки этой крепости необходимо было иметь 15 тысяч бревен длиной 5 саженей и диаметром в полуаршин. Для получения этого лесоматериала необходимо было срубить 7,5 тысячи вековых сосен, привезти их из Чернораменского бора, очистить и рубить для связки стен. Верхушки сосен тоже шли в дело. Они очищались и шли на навес. По подсчетам экономистов лесхоза такой объем работ они могли бы выполнить механизированным способом: бензопилами, погрузчиками, мощными автомобилями всего лесхоза только в течение одного года, при чем без рубки и сборки стен.
Древние балахонцы же потратили на строительство деревоземляной крепости 12-13 лет. Она была построена в 1551 году. (См. ЦАНО. Фонд 28. Опись 682. Дело 121. от июля 17 дня 1808 года). После постройки крепости Балахне был присвоен другой статус – град. Гавриил Матвеев Доможиров за свой труд получил повышение по службе, став «городским прикащиком».
Балахна в 1565 году получила своего воеводу «меньшого Григорьева сына Волынского», а в 1566 году - воинский гарнизон. В 1610 году отряд казачьих разбойников под командой пана Лисовского крепость поджег, и она сильно погорела. Балахонцы при имеющемся запасе лесоматериала в течение двух лет восстановили ее.
К сожалению, в 1730 году крепость все же сгорела, но память о себе оставила на долгие годы. Гавриил Матвеев Доможиров в наше время забыт, и память о нем, как об одном из выдающихся деятелей древней Балахны, необходимо восстановить.
В. УГРЮМОВ
Рисунки из книги И. Кирьянова "Старинные крепости Нижегородского Поволжья"
На карте обозначено примерное расположение крепости
Оставить сообщение: